Уйти от «безоблачного» прошлого (Создаем удобный банк полезной информации) 23.01.2017

Статья в Учительской газете. «УГ Москва», №04 от 24 января 2017 года

Статья в Учительской газете. «УГ Москва», №04 от 24 января 2017 года
http://ug.ru/archive/68524#.WIcozmVlgHE.facebook

Среди повседневных вариантов недорогого расширения возможностей домашнего информационно-аналитического комплекса в России популярно использование «облаков» крупных IT-компаний (популярны Mail, Google, Yandex, Rambler). «Облака» (clouds) - это удобная среда для хранения, обработки и обмена большими объемами информации. Физически это набор разбросанных в пространстве мощных серверов и баз данных, объединенных программным обеспечением и пользовательской идеологией. В «облаке» также базируется широкий набор программ для обработки файлов (зачастую тяжелых для PC), программы защиты данных и вычислительные мощности. Помимо общего рабочего пространства и общественных хранилищ каждый пользователь получает и личные «закрома» вместимостью от 5 Гб до 100 Тб. Образно выражаясь, сервис clouds устроен подобно первым городам Месопотамии и Палестины: мощное укрепленное зернохранилище с общественными местами, а вокруг него поля и дома земледельцев. image
Надежда Масленникова
С персональным компьютером или сервером «облако» соединяется через Сеть. В «сетевых небесах» удобно хранить (или брать во временное пользование) крупные массивы информации и громоздкие программы, которые нужны нечасто. Кроме того, в «облаках» легко создавать локальные социальные сети, в которых можно работать, играть, учиться, обмениваться информацией.
Наши педагоги создали массу авторских учебных и учебно-методических материалов и обучающих разработок в цифровом формате. Хранилось все это богатство (не всегда, впрочем, умещаясь) на личных носителях учителей. Однако необходимо учесть, что данные материалы (особенно графические и аудиовизуальные) - это файлы немалого размера. Разместить такие пособия тоже целое дело. Ввести их в удобный учебный и научный оборот через парные «стыковки» долго, хлопотно, съедает двойной интернет-трафик и личное время. Алгоритм неизменен: поиск обладателя, запрос материалов, розыски файлов на работе и дома, на симках, флешках и дисках и - уф! - отправка коллеге (или, увы, «аварийные работы у провайдера», такой вариант тоже возможен).

Дорога в «облаках»
Методическое объединение учителей иностранных языков школы №1353 решило избавиться от данной «увлекательной» процедуры. Мы создали на серверном «облаке» общий виртуальный диск, чтобы «складывать» туда все разработки и материалы, интересные для коллег и учащихся. Тесты и планы открытых уроков, презентации, мультфильмы с разработанными к ним заданиями, материалы для детей, отстающих по теме или предмету, или же «продвинутые сверхзадачи» для самых сильных учащихся - все это разместилось в нашем cloud без малейшего «стеснения».
Так появился удобный банк полезной информации. Он доступен каждому учителю в любое время и с любого ПК или мобильного гаджета. Из дома, из кабинета, из автобуса - технология «мобильный офис» не привязывает педагога к месту. Набрел дома на интересный английский фильм, выгрузил его на свой виртуальный диск школьного «облака» и продолжил работу с ним утром в школе вместе с коллегами. Теперь можно работать и так.
Принципу такого информационного сотрудничества уже больше 20 лет. Но главные сложности остались прежними. Не каждый учитель готов перейти от личной вполне осязаемой флешки к виртуальному хранилищу, одна часть которого находится, например, в Дубне, а другая - в Дубае. Не сразу становится привычной техника работ пользователя с удаленными базами данных. Главный тормоз един для всей страны - далеко не всюду и отнюдь не все провайдеры бесперебойно обеспечивают скоростной канал в 100 Мб. А пятиминутное ожидание отклика на запрос попросту раздражает.
Сейчас мы делаем следующий шаг, который выстроен в той же идеологии открытого обмена информацией. Родители учеников вскоре получат пользовательский доступ в наше «облако» и возможность самостоятельно пользоваться дополнительными учебными материалами. Например, к набору видеороликов, которые мы используем на занятиях, приветствуя детей или проводя с ними разминки. Дети смогут слушать дома любимые песни, танцевать под них, а родители без труда поймут, что же такое новенькое напевает их чадо. Планируем выкладывать для ребят интересные материалы для самостоятельных языковых занятий. Учитель сможет гиперссылкой высылать ребятам персональные задания. Конечно, родители столкнутся с теми же сложностями, что и педагоги: зависание техники, перебои с доступом в «паутину». Но со временем будет становиться проще: глобальная информатизация притормаживать не собирается.
Благодаря «облачным» технологиям в выигрыше остаются все участники образовательного процесса. Для школьников и их наставников упрощается обмен информацией, тандем «учитель - родитель» сможет работать даже в режиме онлайн. Общедоступные библиотека, видеотека, аудиотека и иные материалы для дополнительных занятий, при сборе которых учитель тщательно учел требования текущей программы, стали привычным и приятным подспорьем для наших ребят.

Надежда МАСЛЕННИКОВА, учитель английского языка школы с углубленным изучением английского языка имени генерала Д.Алексеева №1353