Музыкальная викторина для 5-6 классов 16.11.2016

Публикация от 17.11.2016 на сайте Всероссийский Вестник Педагога Учитель музыки, Алабовская М.С.

Публикация от 17.11.2016 на сайте Всероссийский Вестник Педагога
vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=9610

"Музыкальная викторина для 5-6 классов"

Автор: Алабовская Марина Сергеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1353
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыкальная викторина для 5-6 классов"
Дата публикации: 17.11.2016

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА для учащихся 5-6 классов. Викторина содержит разнообразные конкурсные задания, позволяющие ее участникам принять участие во всех видах музыкальной деятельности; обобщить и систематизировать полученные знания в процессе музыкально- образовательной деятельности; проявить свою эрудицию и смекалку. Сценарий. Добрый день всем, всем! Я очень рада видеть всех вас на нашей музыкальной викторине, в процессе которой мы выясним – кто больше эрудирован в музыке. Уверяю, вас ожидают занимательные вопросы, озорные конкурсы, веселые песни и музыкальные паузы! Но, игра наша не просто игра, а самое настоящее соревнование, поэтому нам не обойтись без строгого и компетентного жюри. Поприветствуем членов нашего жюри! (дети приветствуют жюри аплодисментами). Надеемся, что они будут очень внимательно следить за всеми конкурсантами и объективно оценивать наших участников.
А первое задание
за которое вы уже можете получить первые баллы, – это придумать название своим командам, но с одним условием – чтобы это название имело отношение к музыке. Итак, у вас 30 секунд.( Команды придумывают своё название, оценка жюри) Ну что ж, наша викторина взяла успешный старт и я объявляю первый серьезный конкурс
– «Музыкальная разминка». Правила очень простые: за каждый правильный ответ на поставленный вопрос жюри присваивает один балл. Готовы? Начали! 1. Какой полевой цветок имеет очень музыкальное название? (колокольчик) 2. Назовите любимый инструмент Карабаса Барабаса? (труба) 3. Как звали героиню сказки, которая, впервые попав на бал очаровала гостей, короля и принца своей чудесной песенкой? (Золушка) 4. Кто и как помог волку изменить голос в сказке «Волк и семеро козлят»? (кузнец Медведь подковал язык)
5. На каком инструменте играл Крокодил Гена? (на гармошке) 6. Как зовут самого доброго, а главное, поющего кота, который призывал жить в дружбе и согласии? (Леопольд) 7. Кто из персонажей мультфильмов любил петь на пляже, загорая под лучами яркого солнца? (львенок и черепаха) 8. Какой музыкальный инструмент можно смастерить из тростника, если просверлить в ней дырочки? (дудку) . 9. Сколько струн у балалайки? (три) 10. Назовите композитора – автора оперы «Снегурочка» (Н. А. Римский- Корсаков) На этом первый тур нашей игры закончен, а пока жюри подводит итоги, я объявляю … ******
музыкальную паузу ( видеоклип из м/ф «Холодное сердце»).

Слово жюри

А сейчас я объявляю начало второго конкурса
В первой его части состоится словесная дуэль команд.. Вы должны будете по очереди называть музыкальные инструменты – все , какие знаете. Выигрывает команда, которая назовет последний музыкальный инструмент. Большая просьба к жюри фиксировать ответы команд во избежание повторов. Во второй части конкурса мы узнаем, знакомы ли вам способы игры на разных музыкальных инструментах. Для этого мне нужно по три человека от каждой команды (игроки вытягивают
карточки с картинками инструментов
и показывают игру на воображаемом инструменте команде соперников, а те отгадывают).
******Музыкальная пауза

(караоке-песня «Где-то на белом свете…»)

Слово жюри
Начинается
третий конкурс нашей игры – «Угадай мелодию».
Он будет состоять из трех частей.
1 часть
– дети угадывают мелодии известных детских песен из мультфильмов (аудиозаписи):
1. «Бременские музыканты».(«Ничего на свете…») 2. «Летучий корабль» (песня Бабок-Ежек). 3. «Львенок и черепаха» (Песенка львенка и черепахи). 4. «Мама для мамонтенка» (Песенка мамонтенка). 5. «Винни-пух и все все все» ( Песенка Винни-пуха) 6. «Улыбка» (песенка Енота). 7. «Летучий корабль» (Песенка Водяного). 8. «Каникулы в Простоквашино» («Кабы не было зимы…»). Молодцы! С первой частью конкурса справились просто отлично!
А сейчас – вторая часть, в которой мы проверим, сможете ли вы угадать песню не по мелодии, а по описанию. Перед вами семь нот разного цвета, на которых написаны задания.Вы по очереди открываете по одной ноте и угадываете песню. 1. Песня о празднике, который бывает только раз за весь год. («Пусть бегут неуклюже…») 2. Песня о голубом транспорте, который катится навстречу новым приключениям. («Голубой вагон») 3. Песенка о том, как хорошо путешествовать в веселой компании. («Мы едем, едем ,едем..) 4. Песня о зеленом насекомом в траве. («В траве сидел кузнечик») 5. Исполнитель этой песни поет о том, из чего он сделан и от кого он ушёл. («Колобок») 6. Песня о том, что если быть веселым и приветливым, то переменится все вокруг.
(«От улыбки…»)
Для участия в 3-ей части
конкурса выходят по одному человеку от каждой команды. Задача: угадать музыкальное произведение, назвать фамилию композитора: *** «Танец маленьких лебедей» («Лебединое озеро», «Вальс цветов» «Щелкунчик» ) Чайковский; ***«Аве ,Мария», «Форель» Шуберт; *** «Я помню чудное мгновенье», «Венецианская ночь», ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря…» Глинка; *** «Шахеразада» Римский-Корсаков; *** «Токката и фуга ре минор» И.С.Бах; *** «Симфония №40», «Лакримоза» Моцарт.
Музыкальная пауза («Как здорово…» О.Митяев).

Слово жюри.
А теперь загадаю вам загадки на смекалку и сообразительность.
ЗАГАДКИ. *От калитки до калитки натянуты стальные нитки Под нитками – яма, а под ямой гамма. ( гусли) *Сам пустой,голос густой,дробь отбивает,ребят созывает (барабан) *Я похож на барабан, но с бубенчиками к вам! Я в игре не слишком труден, и зовусь я – звонкий … (бубен) *Мы уселись за обед, глядь , чего-то вроде нет, Нечем есть окрошку, дайте детям … (ложки) *Ритм дощечками стучу , похожий на чечётку, Все трещу, трещу, трещу ,и зовусь… (трещётка) *Ящик на коленях скачет, то поёт, то горько плачет. (гармонь)
*Купи , денег не жалей, со мной ехать веселей! (колокольчик) *Треугольная доска, а на ней три волоска, Волосок-то тонкий, а голосок-то звонкий. (балалайка)
Слово жюри.
А сейчас настоящий
конкурс
! Победит в нем тот, кто сможет за одну минуту правильно ответить на большее количество вопросов, а время засекает наше уважаемое жюри!
Вопросы детям. 1. Назовите фамилию известного русского композитора, написавшего балет «Спящая красавица» и «Времена года» - П.И. Чайковский 2. Дайте второе название музыкальному инструменту пианино – фортепиано 3. Назовите фамилию композитора ,написавшего оперу на сюжет былины «Садко»– Н.А. Римский-Корсаков 4. Как называется слаженный коллектив музыкантов, исполняющий одно музыкальное произведение – оркестр 5. Как называется колокольный звон, когда одновременно звонят несколько колоколов?-- трезвон 6. Назовите музыкальный инструмент, который исполняет главную партию волка в музыкальном произведении С.Прокофьева «Петя и Волк»? – валторна 7. Назовите любой музыкальный инструмент из группы ударных… 8. Как называют человека, который с помощью обыкновенной палочки может управлять целым оркестром? –дирижер 9. Что такое опера? 10. Деталь колокола, при помощи которой извлекается звук –язык 11. ударный музыкальный инструмент, издающий резкий, звенящий звук. Состоит из одного или двух дисков –тарелки
12. Любимый праздник детей, обязательными атрибутами которого являются елка и подарки –Новый год 13. Знаки, при помощи которых записывают музыкальные произведения – ноты 14. Песня, под которую укачивают и укладывают ребенка спать – колыбельная 15. Какого композитора называют отцом русского балета ? –П.И.Чайковского 16. Назовите любой духовой музыкальный инструмент. 17. Назовите фамилию композитора, который помимо музыки, отлично разбирался в такой науке, как химия? –А.П.Бородин 18. Сколько струн у скрипки –4 19. назовите музыкальные инструменты, у которых есть клавиши (фортепиано, рояль, аккордеон, орган) 20. Что в переводе с французского языка обозначает слово «Ноктюрн» - ночной 21. назовите фамилии двух композиторов, в творчестве которых есть альбомы «Времена года» -П.И.Чайковский и А.Вивальди 22. Что такое трио? – ансамбль из трех исполнителей 23. Назовите фамилию композитора, автора детских песен «Антошка», «Чебурашка», «Улыбка» - В.Я. Шаинский 24. Что такое балет? 25. Перерыв между актами музыкального представления или отделениями концерта – антракт 26. Опера Глинки по одноименной сказке Пушкина-Руслан и Людмила 27. Сколько струн у балалайки? - три 28. Ансамбль из четырех исполнителей – квартет 29. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах – оркестр
30. Тонкая деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса, служит для извлечения звука на струнных инструментах -- смычок 31. Музыкальное произведение, исполняемое перед театральным представлением-оперой или балетом? – увертюра 32. Что такое опера? 33.Знаменитый скрипач-виртуоз, имя которого окутано мистической тайной… 34.Любимый город в Италии М.И.Глинки.-- Венеция 35.Композитор, который обожал этот кустарник, и даже написал романс с таким же названием – С.В.Рахманинов, романс «Сирень» 36.Знаменитая кантата Прокофьева – «Александр Невский» 37.Что такое романс? 38.Знаменитый русский бас, исполнявший арию Сусанина в опере Глинки – Ф.И. Шаляпин 39.Первые народные музыканты на Руси -- скоморохи 40.Любимый музыкальный инструмент Баха, «океан гармоний» -- орган
Музыкальная пауза (Егор Крид « Самая самая»).

Слово жюри – подведение итогов, объявление победителей.

Жюри: Спасибо вам всем за активное участие! Желаем вам дальнейших побед в получении знаний на музыкальном поприще и надеемся, что музыка преподнесет вам еще немало интересных открытий!

Алабовская М.С.