В совместном творчестве рождается истина 04.01.2016

Статья Олеси Пикулевой учителя русского языка и литературы в Учительской газете «УГ Москва», №01 от 5 января 2016 года.

Статья в Учительской газете «УГ Москва», №01 от 5 января 2016 года
http://www.ug.ru/archive/63311

В детском саду я горела идеей стать археологом. Через неделю планы поменялись - я твердо решила работать в кондитерском магазине (ведь всем известно, как сладка и приятна жизнь кондитера: хочешь шоколаду - пожалуйста; хочешь мармеладу - изволь; может быть, жвачки? - бери хоть десять, будь так любезен). Потом были кондуктор, повар и даже космонавт.

Помню первую учительницу и заданное во втором классе домашнее задание: сочинение «Кем я стану, когда вырасту». Написала, что хочу быть учителем. Мне поставили пятерку.
Пролетели годы, и вот я, молодая, неопытная, неуверенная в себе, с колотящимся сердцем и испуганными глазами, иду в школу проводить первые уроки у пятиклассников. С улыбкой вспоминаю то время, когда подробно расписывала на листе бумаги весь ход занятия, вплоть до приветственного обращения к ученикам: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Олеся Игоревна, я буду вашим учителем русского языка и литературы».
Спустя несколько недель преподавательской деятельности я осознала: не только я учитель для пятиклашек, но и эти славные ребята учат меня многому. Прав был римский философ А.Сенека: «Уча других, мы учимся и сами».
Я задумалась: а чему лично я научилась у ребят? Ответ пришел сам собой: открытости, мягкости, мудрости, терпению, оптимизму.
Дети постоянно жаждут открытий. Они удивляются событиям и вещам, мимо которых взрослые проходят: восхищенно замирают перед новыми звуками, словами и образами, в которых мы не находим ничего интересного. У них другие ценности, другие масштабы, другое понимание того, что важно и не важно. Я поняла, что в быстром ритме школьной жизни необходимо иногда останавливаться и внимательно вглядываться чистыми глазами ребенка в каждого героя литературного произведения, в каждое новое изученное слово. Тогда открывается мир, давно забытый, но такой увлекательный.
Дети должны доверять учителю. Доверие вещь хрупкая: зарабатывается годами, теряется в один момент. Не важно, посмеетесь вы над тем, что ученик допустил четыре ошибки в слове из пяти букв или нарисовал собаку, больше похожую на табурет. Дети народ восприимчивый и эмоциональный. Ваша усмешка запомнится на всю жизнь и скорее всего не будет прощена.
Не имеет права учитель оставлять рубцы на нежном сердце ребенка. Необходимо быть гибче, мудрее, терпимее, спокойнее. Я научилась этому у моих учеников. К детям нужно прислушиваться и верить в них, направляя мягкой, но уверенной рукой.
Очень важно не столько учить детей, сколько создать благоприятную творческую среду, в которой ребенок сам бы хотел учиться и делал бы это с удовольствием. Я бы очень хотела, чтобы в моем классе была создана атмосфера свободы выражения себя, чтобы ребята не боялись раскрыть ладошки и продемонстрировать тоненькие, заботливо взлелеянные ростки собственных мыслей и идей.
Говорят, что после 30 лет люди, как правило, перестают интересоваться новой музыкой, фильмами и книгами. Я убеждена: учителю нельзя останавливаться, нужно постоянно развиваться, дарить энергию, знания, опыт своим ученикам. Учитель - это человек, который помогает учиться и учится сам - у окружающих людей, у природы, у самого себя и, конечно, у своих учеников.
Разумеется, знать все невозможно. Если я чего-то не знаю, что-то забыла или допустила ошибку, не стараюсь это скрыть. Мне не стыдно признаться, что вопрос поставил в тупик и мне нужно собраться с мыслями. Я смело прошу отсрочку для ответа (ученики легко дают ее). Я заметила, что ребятам даже нравится, что некоторые вещи педагог не знает, что они сами могут выступить в роли маленького учителя и рассказать, например, кто такие Фиксики и Смешарики.
Дети есть дети: хотят все знать, задают много вопросов. Отвечая на них ребятам, обучая их, я учусь у них сама, ведь в совместном творчестве рождается истина. Вспоминать, анализировать, размышлять вместе с учениками - приятная и полезная вещь. Часто удивляюсь, как легко дети находят ответы на «взрослые» вопросы, не боюсь просить у них совета.
Ощущение того, что я нужна ученикам, что я интересна им как личность, дает мне стимул к работе.
Ребенок - это крепкий молодой побег, который стремится ввысь, к росту и развитию. Задача учителя - бережно поливать, защищать и подкармливать нежный, но сильный росток. Только так сможет вырасти могучее древо.
Я благодарна ученикам за то, что они вдохновляют меня на новые открытия, что они заставляют меня искать новые знания, развиваться и совершенствоваться.
Я благодарна ученикам за то, что каждый день они возвращают меня в светлый, счастливый, напитанный теплом и искренностью мир детства.
Теперь я знаю, что можно повернуть время вспять и вновь стать ребенком. Мудрым и взрослым.

Олеся ПИКУЛЕВА, учитель русского языка и литературы школы с углубленным изучением английского языка №1353 имени генерала Д.Ф.Алексеева