Биология лучше видится на расстоянии 15.09.2014

"Вечерняя Москва" - "Биология лучше видится на расстоянии", Марина Дмитриева, учитель биологии

http://vm.ru/news/2014/09/15/marina-dmitrieva-biologiya-luchshe-viditsya-na-rasstoyanii-265349.html

18:55 15 сентября 2014

МАРИЯ РАЕВСКАЯ

Месяц назад эта милая женщина с грозным отчеством выиграла конкурс приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Лучшие учителя». Не в последнюю очередь — благодаря своим курсам дистанционной поддержки предмета.

- Марина Тиг… Простите, как ваше отчество правильно произносится?

- Тигриевна. С ударением на первом слоге.

- Неужели вашего папу звали Тигр?

- Тигрий. Моя бабушка всем своим детям дала необычные имена. Кстати, это имя старинное русское, записано в святцах, встречается в пьесах Островского. Когда я начала работать, я попросила у отца разрешения представляться в классе Мариной Игоревной. Вдруг ученики коверкать отчество начнут или Тигрицей прозовут. Но в последние лет двадцать произношу свое настоящее отчество. И что-что, а его ребята выговаривают правильно.

- А в чем делают ошибки?

- В слове «лебеда», например. Не знают, где ударение, в глаза этот сорняк не видели. Не представляют, что такое пырей. Раньше мы часто проводили уроки-экскурсии по экологическому маршруту в микрорайоне школы, делали экологический мониторинг Зеленограда. Но сейчас очень мало часов отведено на биологию, а после уроков занимаешься с электронным журналом, с детскими проектами. И трудно выкроить время, чтобы вывести большинство ребят даже в ближайший парк.

- Дистанционный курс придуман для экономии времени?

- Не только. Еще и для того, чтобы те, кому нравится биология, могли заниматься углубленно. Он полезен замкнутым детям, которые на уроке боятся лишний раз задать вопрос. А дома такой ребенок все спокойно изучит, пройдет тест в интерактивном режиме, выполнит практические задания — на оценку. Причем в журнал я записываю только хорошие оценки. Они учитываются при выставлении единой триместровой отметки. На курсе размещены презентации, видеоуроки, инструкции к лабораторным работам, выложены образцы лучших ученических работ предыдущих лет. Даны ссылки на полезные материалы в Интернете. Мои объявления, например, про новые выставки в биологических музеях Москвы, в зоопарке, доходят до каждого ученика (на его электронную почту).

- Наверное, проверка тестов, подготовка материалов отнимают у вас столько времени…

- Но оно того стоит. В прошлом году у меня была сотня пятиклассников при одном часе биологии в неделю, из них процентов 80 заходили на сайт. Я могу отследить деятельность каждого участника, развитие его универсальных учебных действий. Курс помогает готовить и к ЕГЭ, и к олимпиадам. Этой весной в выпускном классе 13 человек занимались в профильной биолого-химической группе. Один юноша получил 100 баллов на ЕГЭ, еще две девочки — по 98, остальные — от 72 и выше. Почти все стали студентами медицинских вузов. Одна девятиклассница победила на региональном этапе Всероссийской олимпиады по экологии, еще две, из 9-го и 10-го классов, стали призерами. Сейчас учебный год только начался, а уже некоторые семиклассники мне заявляют, что хотят стать врачами.

- Какие разделы биологии ребятам больше всего интересны?

- Генетика, питание растений, вопросы, связанные с организмом человека. А вообще интересно то, в чем видится связь с жизнью. Один ученик на уроке про размножение растений признался, что выращивает на даче помидоры, заключил с папой пари, на чьей грядке они раньше проклюнутся. А ученица 6-го класса вместе с мамой вырастила у себя дома гранатовое дерево и получила плоды. Ученики задают много жизненных вопросов, у них более, я бы сказала, незакомплексованное мышление, чем у тех, кто учился лет тридцать назад. Да, они меньше читают книги, но знают при этом все равно больше, потому что информация к ним поступает потоком. На уроке я всегда стараюсь привлекать понятия из физики, химии, математики. Некоторые обижаются: «Мы же вроде на биологию пришли!» Но сейчас и новый Федеральный образовательный стандарт требует формирования таких «метапредметных» умений.

- А еще сейчас говорят, что учитель скоро не будет нужен. Мол, живем в цифровую эпоху, любую информацию можно получить, не выходя из дома…

- А кто поможет ее обработать? Излагать свои мысли и рассуждать? Сейчас труднее, чем раньше, заниматься самостоятельно даже по учебнику: он в основном содержит одну теорию. Как сориентироваться, на что обратить особое внимание? А задачников к учебникам мало. Вопросы, предлагаемые на государственной аттестации, и вопросы в конце параграфов не совпадают. Поэтому школьнику нужна дополнительная литература. Кто его проконсультирует? Так что учитель сейчас нужен больше, чем когда бы то ни было.

СПРАВКА

Марина Дмитриева родилась в 1961 году в г. Нижнем Ломове Пензенской области. Окончила Пензенский государственный педагогический институт имени В. Г. Белинского. Работала в родном городе, в Лобне, с 1995 года— в Зеленограде. Победитель конкурса «Грант Москвы в области образования» (2007, 2010), лауреат Премии Москвы в области образования (2012), почетный работник общего образования РФ.