Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник проекта «Школа Новых Технологий». Победитель рейтинга «Балльно-информационная система»
Финалист конкурса "Учитель года Москвы-2016"
Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Финалист конкурса «Педагог года 2017»
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Зеленоградский административный округ

Психолого-педагогическая служба

План работы по профилактике негативных проявлений на 2016-2017 учебный год

Программа психологической подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся выпускных классов в 2016-2017 учебном году

Презентация "Психологическая подготовка выпускников к экзаменам"

Контакты психологической помощи для детей и родителей (круглосуточно, бесплатно)

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ:

1) +7 (499) 717-24-55

2) Неотложная психологическая помощь (Телефон Доверия для оказания неотложной психологической помощи детям и подросткам, находящимся в трудной ситуации, а также родителям и педагогам).

Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8 800 2000-122 (круглосуточно и бесплатно)

Памятка для учителей и классных руководителей «Как не допустить суицид у подростка»

Памятка для родителей: "Как не допустить суицид у подростка"

1. "ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ"

  • Родительская любовь

Считается, что родительская любовь священна, благородна, бескорыстна, но достаточно даже ежедневных наблюдений, чтобы заметить, насколько детская любовь совершеннее родительской. Эта любовь преисполнена доверчивого обожания и веры в совершенство любимого существа. Это доверие непоколебимо, пока его не предаст кто-нибудь из взрослых, и ребенок этого не заметит. Здесь-то нас и подстерегает опасность. Результат проявляется не сразу, симптомы его различны: дети не радуются приходу взрослого, как прежде, напротив, у него портится настроение, он становится робким, настороженным. Мы замечаем первую, хотя и незначительную ложь – следствие непонятого или несправедливого наказания. И не успеешь оглянуться, как первый секрет доверен не родителям, а сверстнику: ребенок уже знает из горького опыта, что неделикатные родители могут в его присутствии обсуждать вопросы, связанные с проблемами воспитания, с посторонними людьми. У детей подобные изменения накапливаются исподволь, порой неосознанно, хотя случаются горькие открытия, разочарования, когда, например, выясняется, что взрослые скандальны, склочны, злословят о людях: слишком часто в присутствии детей обсуждаются вопросы и проблемы не для детских ушей.

Пощадите детей! Не загружайте их информацией, которая тяжестью ложилась бы в их душах, заставляла бы их страдать!

Для детей очень важна эмоциональная связь с родителями, у них должно быть единое положительное эмоциональное пространство! Важно, чтобы дети чувствовали: их присутствие в доме создает атмосферу счастья! Как правило, дети, живущие в спокойной, доброжелательной обстановке не прислушиваются к разговорам родителей. Но когда в поведении родителей сквозит беспокойство, раздраженность, словом, когда улыбка в доме – редкость, тогда ребенок страдает - он чувствует себя виноватым за то, что живет на свете! Дети должны чувствовать себя равноправными членами семьи, с правом голоса и свободы мнения. Родители, безусловно, любящие своих детей, убеждены, что именно они, родители, главное действующее лицо семейной жизни, и ведут себя соответственно. Для них ребенок – второстепенный персонаж, даже если они балуют и до назойливости заботятся о нем, все равно для них он – существо, которое не должно надоедать, прислушиваться к их разговорам, удерживать дома и мешать отдыху.

Современные дети и так обделены вниманием родителей – таково время – родители заняты, редко могут выделить и посвятить детям время для общения с ними. Именно общения, а не дачи распоряжений, контроля и отчета ребенка перед ними!

  • Родительская власть

Что это за власть? Откуда она берется? Какое учреждение нам ее предоставляет? Разумеется, никакое: родителей не выбирают. Здесь держится форма абсолютизма, которую, наверное, никогда не упразднят. И тем не менее, она не очень вредна – власть мы должны осуществлять, поскольку дети от нас этого ждут, и им пришлось бы не по вкусу, если бы мы отказались от нее и не обеспечили им надежной, спокойной жизни. Они чувствовали бы себя растерянными без поддержки авторитетной власти, которая разрешает и запрещает. Они признают законность нашей власти.

Но, сколь она прочна и долговечна, зависит от того, как мы ее реализуем.

Формы проявления родительской власти должны быть хорошо продуманными. Помните всегда, что все наши поступки, действия, каждое слово находятся под пристальным вниманием наших детей. В них мы можем воспитать только то, что есть в нас самих. Невозможно выработать и воспитать в ребенке доброту, любовь, если мы сами этим не обладаем. Дети – наше зеркало.

2. "ПРАВДОЛЮБ ИЛИ ЯБЕДА?"

Вы никогда не узнаете детей,

пренебрегая их жалобами.

Януш Корчак

Почему некоторые дети все время жалуются на других детей? Зачем они рассказывают все о своих товарищах, даже когда их никто об этом не просит? Детские жалобы возникают и процветают в первую очередь в коллективах – детских садах и школах.

Самая частая реакции взрослых на детские жалобы – досада или негодование. Многие дети тоже не любят ябед и жалобщиков – их считают нытиками, им не доверяют, не берут в общие игры. В общем, жизнь у ябеды невеселая – его презирают, осуждают, избегают. Еще в начале двадцатого века замечательный чешский педагог Януш Корчак отмечал, что ребенок, решивший пожаловаться, рискует вдвойне: получить от воспитателя «небрежный и резкий ответ» и быть отвергнутым ребятами за свою жалобу.

Маленький ребенок обычно не преследует никаких целей, рассказывая всем обо всем, он не жалуется, не ябедничает, он просто делится информацией. Ведь и взрослые рассказывают друг другу обо всем, обсуждают поступки окружающих. Ребенок это наблюдает и не видит в посвящении во все подробности окружающих ничего предосудительного. Что такое жалоба, ребенок понимают, когда окружающие начинают реагировать на его слова соответствующим образом (утешают, сочувствуют, ругают обидчика) или говорят: «Жаловаться нехорошо! Не ябедничай!». Согласно наблюдениям психологов, уже четырехлетние дети, возвращаясь из садика, гордятся тем, что они «не ябеды», то есть не жалуются. Именно родители и воспитатели, порицая детей за жалобы, повторяя, что жаловаться нехорошо, надо разбираться самим в своих спорах, отказываясь вникать в суть детских взаимоотношений, присваивают ребенку статус ябеды.

Для психолога жалоба – это, в первую очередь, сигнал о проблеме. Никогда не следует торопиться с выводами, в первую очередь необходимо выяснить, что побуждает ребенка жаловаться. Чаще всего, жалуясь, ребенок рассказывает о своих проблемах, иногда ему достаточно внимания и сочувствия. Некоторые виды доноса спровоцированы самими взрослыми. Отмахиваясь от оправданий, наказывая всех без разбору, пуская происшедшее на самотек, взрослые ставят ребенка перед необходимостью защищаться самостоятельно. Дети перестают доверять взрослым, считают их несправедливыми. Кстати, самая распространенная причина разочарования ребенка во взрослых – несправедливость по отношению к детям. Януш Корчак предостерегал воспитателей и родителей от небрежного отношения к детским жалобам: «Некрасиво жаловаться. Кто установил это правило? А что делать ребенку, если его обокрали, оскорбили отца или мать, наговорили на него товарищам, если ему угрожают, подбивают на плохое? Недобросовестному родителю и воспитателю удобно не знать, что вытворяют ребята, они машут на их споры, не умея их умно рассудить. Тихих и беспомощных будут обижать, эксплуатировать, обирать, а позвать на помощь, потребовать справедливости – нельзя! Обидчики торжествуют, обиженные страдают».Что же на самом деле скрывается за детскими жалобами?

Беспомощность. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной – он идет к взрослому за помощью, советом, защитой. Взрослый для ребенка- последняя инстанция, к которой обращается, если не может справиться сам.

Предупреждение. Ребенок делится своими наблюдениями за другими людьми, он не знает, как реагировать на то или иное происшествие. Или он знает, что происходит что-то недозволенное, но не может это предотвратить самостоятельно.

Но бывают и жалобы с корыстной целью.

Месть. Если ребенка не берут в игру, обижают сверстники, то он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Такого рода жалобы прекращаются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе.

Самоутверждение. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится со взрослыми, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремится привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой. Если ребенок будет чувствовать себя комфортно в коллективе и у него появится возможность проявить себя в какой-либо области, то ему не нужно будет прибегать к жалобам как средству самоутверждения.

Обида, зависть – довольно частая причина жалоб. В отличие от вынашиваемой мести, эти жалобы рождаются спонтанно, они ситуативны.

Виды жалоб, спровоцированных взрослыми

Защита себя и других, в том числе от несправедливого наказания. Для ребенка высшей инстанцией является взрослый: сначала родители, потом воспитатели и учителя. К ним он идет со своей проблемой – жалобой. При этом он всегда ожидает справедливости: провинился – будешь наказан, не виноват – все будет хорошо. Если взрослому недосуг разбираться, кто прав, кто виноват, если он наказывает всех, чтобы неповадно было, то тем самым провоцирует детей на доносы. Так они стремятся избежать несправедливого наказания.

Шантаж. Угрожая разоблачением, ребенок заставляет принять его условия. Этому очень удобному и распространенному способу манипуляции ребенок учится у взрослых. К подобным действиям прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать авторитет другим способом. Откровенное предпочтение взрослыми одних детей другим также является источником частых жалоб. Отвергнутого ребенка ябедничать побуждает ревность, за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости. Родительские или учительские «любимчики» могут использовать угрозу пожаловаться как шантаж, взрослые в данном случае становятся средством воздействия.

Как реагировать на жалобы

Можно по-разному относиться к детским жалобам, но необходимо понимать, что, принимая меры, мы всегда поощряем детей жаловаться и дальше. Бесполезно запрещать ребенку жаловаться, необходимо разобраться в причинах, побуждающих его к этому. Запрещая, вы отобьете у него желание делиться с вами своими проблемами. Первопричина всех детских жалоб – доверие взрослому и надежда на помощь с его стороны. Ребенок, не чувствующий себя защищенным, будет жаловаться на все и всем.

Если вы подадите ребенку пример разрешения проблемы, то, возможно, в следующий раз он попробует справиться с ней самостоятельно, а не побежит к вам за помощью. Именно совета, как поступить в той или иной ситуации, чаще всего ждут дети, пожаловавшись родителям на трудности.

Если ребенок часто жалуется, за этим может скрываться нехватка внимания со стороны окружающих, уязвленное самолюбие, отчаяние. Иногда маленькому ябеде достаточно, чтобы его просто выслушали и посочувствовали – он не жаждет мести, а ищет вашего участия. Выслушайте ребенка, обсудите происшедшее, расскажите что-нибудь из своего опыта, посоветуйте, как избежать подобных ситуаций в будущем. Самое главное- проявить внимание к проблемам ребёнка. Чтобы жалобы друг на друга не превратились в склоку, предложите детям «сесть за стол переговоров» и всем вместе обсудить взаимные претензии, найти выход из сложившейся ситуации. Вообще старайтесь обсуждать и выслушивать все жалобы в присутствии противоположной стороны, давая высказаться каждому. Это приучит детей к самостоятельному и конструктивному разрешению конфликтов.

Если ваш ребенок прослыл жалобщиком и нытиком, понаблюдайте за собой – не слишком ли часто вы сами жалуетесь всем окружающим на свою жизнь? Может быть, он просто берет с вас пример?

Не следует сравнивать детей между собой. Тот, кого ставят в пример, начнет чувствовать свое превосходство и будет ябедничать, чтобы еще больше самоутвердиться. А тот, кто не дотягивает, будет ябедничать из желания отомстить.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УЛУЧШЕНИЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Психологи открыли целый ряд предпосылок, которые позволяют легче что-либо запоминать:

1. Вы запоминаете лучше то, что вы понимаете. Материал, который вы не понимаете, но который вы тупо осваиваете на память, не понимая, вы, конечно, усваиваете значительно хуже, чем учебный материал, содержание которого вы понимаете. Не учите ничего механически на память. Попытайтесь изучаемое понять и найти собственные формулировки и обобщения.

2. Вы учитесь успешней, если материал не позже, чем через день, повторяете и затем с удвоенными интервалами повторяете так долго, пока вы не сможете его достаточно удовлетворительно воспроизвести. Учите материал до того времени, пока вы его не усвоили. Затем отложите его в сторону и повторите на следующий день.

3. Вы усваиваете быстрее, если вы изучаемый материал постоянно проговариваете вслух. Тем самым вы внесете больше смысла в учебный процесс и облегчите процесс воспроизведения.

4. Вы припоминаете что-то лучше, если вы это повторяете как нечто целое, чем когда вы все это раскладываете на части и каждую часть усваиваете отдельно. Абзац легче усвоить, когда вы его усваиваете как нечто целое, а не когда повторяете строчка за строчкой.

5. Позитивная установка стимулирует запоминание. Вашу веру в вашу память вы можете усилить, если будете постоянно говорить: "С каждым днем я вспоминаю все лучше и лучше". Если вы себе внушаете, что у вас плохая память, что вы не можете ничего запомнить, что вы быстро все забываете и т.д., то тогда ваша память ловит вас на слове и действительно плохо справляется с тем, что нужно запомнить.

6. Высокая мотивация обучения оказывает очень большое влияние на память. Если вы интересуетесь тем, что вы изучаете, то вы припоминаете значительно лучше. Материал, который вас не интересует, а тем более вы его просто ненавидите, вы не только хуже усваиваете, но вы его и с большим трудом припоминаете.

7. Вы усваиваете быстрее и сохраняете в памяти на более долгое время, если вы регулярно делаете при этом маленькие перерывы. Из психологических исследований известно, что наиболее благоприятно делать каждые 30 минут короткий перерыв на 2-3 минуты, во время которого можно себя немножко физически встряхнуть - потянуться, открыть окно, бросить взгляд, но только действительно взгляд в какой-нибудь журнал. После приблизительно 1 часа занятий нужно сделать паузу более длительную, приблизительно 5 минут, во время которой можно что-либо попить или поесть. Если работа продолжается многие часы, то при сохранении правила делать короткие перерывы, после двух часов работы следует делать паузы от 20 до 30 минут, во время которых уже можно заняться более основательно какими-нибудь видами деятельности, например, прогуляться, пообедать и т.д. После рабочей фазы длительностью 4 часа, если даже и сохранялась закономерность перерывов, о которых мы говорили, тем не менее, необходимо более длительное отключение от занятий.

4. ДВА СЛОВА О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ

Проблема снижения читательской активности актуальна для большинства стран мира. Возникает вопрос: почему во всем мире так озабочены повышением интереса к чтению и воспитанием человека, который будет читать на протяжении всей жизни? Тревога специалистов понятна в том случае, если ребенок испытывает трудности в овладении чтением, что отражается на качестве учебы и занижает его самооценку. Но что плохого, если ребенок, способный правильно читать, не интересуется чтением, а отдает предпочтение телевизору, компьютеру, пользуясь книгами только для получения необходимых знаний и информации?
Дело в том, что помимо информативной и развлекательной функции у чтения есть и другие.

  • Во-первых, с помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас ребенка.
  • Во-вторых, благодаря чтению ребенок развивает свое воображение и расширяет кругозор.
  • В-третьих, на основе чтения формируется внутренний мир ребенка. Именно художественная литература позволяет косвенным путем приобретать опыт и влияет на нравственное развитие ребенка. У него складывается представление о типах характеров, о последствиях тех или иных действий и слов людей, о межличностных отношениях. Именно книги знакомят ребенка с такими понятиями, как любовь, ненависть, дружба, предательство, обман, самоотверженность, трусость и благородство, и готовят его к встрече с ними в реальной жизни.

В своем культурном и личностном развитии человек пока не может обойтись без чтения художественной литературы. Ни телевизор, ни компьютер не способны полностью заменить чтение. Они в большей степени взяли на себя две функции чтения: информационную и развлекательную. Но чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно не столько как можно раньше научить ребенка читать, сколько развить в нем любовь и интерес к чтению.

5. ПСИХОЛОГИ СОВЕТУЮТ …

Рано или поздно возникает ситуация, когда ребенок должен сделать «то, что надо»: самостоятельно одеться, убрать за собой игрушки или быть осторожным (не играть со спичками, не дразнить кошку и т.п.). И, несмотря на все ваши требования или запреты, ребенок все-таки не слушается. Физические наказания в конечном итоге обуздывают упрямящегося или разбушевавшегося ребенка, но они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают его. Положительного результата от них меньше, чем отрицательного. Как лучше поступить в такой ситуации?

Вам, конечно же, знакома известная пословица «На ошибках учатся». Как это не парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте своих действий, конечно, если это не угрожает его жизни или здоровью. Нам приходится набираться мужества и обязательно давать детям делать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными. Естественное следствие непослушания – один из видов наказания, исходящий из самой жизни и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме себя самого. Например, Вы уже не раз объяснили ребенку, как нужно вести себя за столом во время еды, но ребенок продолжает шалить, вертеться, размахивать руками… и вот его любимая чашка соскальзывает со стола и разбивается. Ребенок расстроен, но не спешите утешать и покупать ему новую чашку, пусть он ощутит эту «горечь утраты». В другой раз это может быть не убранная после игры часть конструктора, мозаики, оказавшаяся раздавленной, случайно выброшенной. Малыш, дразнивший кошку и оцарапанный ею, может быть, впервые почувствует смысл и жизненную необходимость родительского требования. Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Однако, существуют ситуации, когда такой тип наказания неприемлем, либо трудно осуществим. Второй тип наказания более привычен, он исходит от родителей и назначается по его усмотрению, например, «Если ты не прекратишь капризничать, то я поставлю тебя в угол (накажу)». Применяя такие наказания, хорошо следовать одному очень важному правилу: Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое. Например, в семье заведено, что по воскресеньям мама печет пирог или все вместе идут на прогулку. Вы, конечно, знаете, что дети очень ценят подобные традиции. Однако, если произошло непослушание или проступок, то «праздник» в этот день (на этой неделе) нужно отменить. Наказание ли это? Безусловно, и довольно ощутимое! И главное – не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо. Постарайтесь создать такой запас больших и маленьких праздников, придумайте несколько занятий с ребенком или семейных дел, традиций, которые будут создавать своеобразную «зону радости».

Сделайте эти традиции регулярными, чтобы ребенок их ждал и знал, что они обязательно наступят, если он не совершил чего-нибудь плохого. Отменяйте их только, если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

«Зона радости» - это золотой фонд вашей жизни с ребенком, основа Вашего с ним доброжелательного общения и залог бесконфликтной дисциплины.

6. ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ

снижающие психотравмирующий фактор в общении

Я НЕ ВСЕЗНАЙКА

  • Поэтому я и не буду пытаться быть им.

Я ТАК МАЛО ЗНАЮ О СЛОЖНЫХ ЛАБИРИНТАХ ДЕТСТВА

  • Поэтому я позволю детям учить меня.

Я ЛУЧШЕ ВСЕГО УСВАИВАЮ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОБСТВЕННЫХ УСИЛИЙ

  • Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

Я ЛЮБЛЮ, КОГДА МЕНЯ ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ Я НА САМОМ ДЕЛЕ

  • Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я ДЕЛАЮ ОШИБКИ. ОНИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ТОМ, КАКОВ Я – ЧЕЛОВЕЧНЫЙ И СКЛОННЫЙ ОШИБАТЬСЯ

  • Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.

Я РЕАГИРУЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО И ВЫРАЗИТЕЛЬНО НА МИР СОБСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

  • Поэтому я постараюсь ослабить хватку и войти в мир ребенка.

ПРИЯТНО ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НАЧАЛЬНИКОМ И ЗНАТЬ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ

  • Поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.

Я НАУЧИЛСЯ ПОЧТИ ВСЕМУ, ЧТО ЗНАЮ, НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ

  • Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.

Я ЧЕРПАЮ НАДЕЖДУ И ВОЛЮ К ЖИЗНИ ВНУТРИ СЕБЯ

  • Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.

Я ЧУВСТВУЮ СТРАХ, КОГДА Я БЕЗЗАЩИТЕН

  • Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка осторожно и с добротой.

7. ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОДРОСТКОМ?

Сложности подросткового возраста являются серьезной педагогической проблемой. Ее первая причина – в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различия в их обязанностях и правах. Подростку приходится в относительно короткий период осваивать умения поддерживать гармоничные отношения с окружающими. Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма.

Изменения эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, ожирение, повышенная утомляемость, временные нарушения сердечно-сосудистой системы, повышение давления). Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми, обидчивыми. При неблагоприятных обстоятельствах такого рода реакции легко фиксируются и даже приобретают патологические формы. Несовпадение ускоренного физического и раннего полового развития с отставанием социальной зрелости (ограниченность выполнения общественных функций и материальная зависимость от родителей) создает большие психологические и межличностные трудности, такие как алогичность поступков.

Вторая причина – исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменение, можно сказать, что подросток и взрослый живут в разном масштабе времени, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, фактов, явлений. При этом в подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что неожиданным и непонятным оно оказывается часто и для самого подростка. Подростки не могут сразу принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика, становясь очень чувствительными к замечаниям по поводу своей внешности.

Третья причина – накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности у ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения. Ведь многое из того, что делает ребенок, он делает по прямому побуждению взрослых, система внутренних побуждений формируется у него постепенно. Подросток же все в большей степени должен действовать, исходя из своих внутренних побуждений, а деятельность его оценивается окружающими строже, чем деятельность ребенка. Здесь-то и выявляются различные дефекты воспитания, дефекты развития личности:

- безответственность, т.е. неспособность или нежелание человека предвидеть или учитывать последствия своих поступков.

- недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность, в основе их лежат, прежде всего, узость социальных связей и недостаточное их осознание.

Именно в дефектах воспитания, в неблагополучных условиях развития ребенка следует искать истоки мировосприятия и самовосприятия человека.

Одной из основных причин того, что подросток становится на противоправный путь, является разрыв его связей с обществом или недостаточность этих связей вследствие того, что окружающие оказываются по разным причинам недостаточно для него авторитетными или даже несправедливыми. Группа сверстников для подростка является той непосредственной микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки находят настоящий эмоциональный контакт и понимание, потому что ее членов волнуют одни и те же или близкие вопросы.

Четвертая причинапсихологические сдвиги, происходящие в ходе полового созревания:

- половая идентификация – именно с этого периода половая принадлежность начинает определять многое – и жизненные планы, и выбор профессии, и возможное семейное положение в будущем. В системе самоутверждения среди окружающих качества, связанные с половой принадлежностью, начинают играть все большую роль. Нарастающее половое влечение, взаимный интерес приводят к новым особенностям взаимоотношений между юношами и девушками, и могут вызвать чувство уверенности или неуверенности в себе.

- в процессе полового созревания меняется самовосприятие подростка как непосредственно, так и в силу осознания изменившейся оценки со стороны окружающих, на основании нового их отношения к подростку.

Пятая причина – постепенное осознание подростками различий их положения в семье. В каждой семье есть свой уклад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. Благодаря общению подростков одна семья начинает влиять на другую.

Подростковый возраст нередко рассматривается как период конфликтов.

Во многом это справедливо. Этот период труден не только для подростка, но и для взрослых, причем трудности возникают именно в сфере их взаимоотношений.

Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые ставят ему взрослые, причем много здесь порождено субъективностью взрослых, непосильным требованием. В таких случаях у подростка возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразиться в самых разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или даже злом умысле подростка. Положение же взрослых в их взаимоотношениях с подростками предпочтительнее уже потому, что у них есть важное преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет.

Подросток – это уже развитый человек, обладающий многими понятиями и стремящийся ко все более широкому кругу деятельности. Здесь непослушание принимает форму протеста, а сама ситуация – характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми, - это чувство несвободы, ограничения в деятельности.

В подростковом возрасте возникает психическое новообразование – ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ.

Конфликт возникает не потому, что подростка не считают взрослым, а потому, что его ограничивают в его деятельности.

- Важной причиной конфликтов подросткового возраста является актуализация проблем самостоятельности, независимости ребенка от взрослого. В ее основе может лежать эгоизм, часто неосознаваемый. Многие взрослые считают ребенка своей собственностью и полагают себя вправе распоряжаться им по своему усмотрению.

- Еще причина – убеждение подростков в несправедливости взрослых.

Некоторые взрослые слишком высоко ставят преимущества взрослости, и именно они в первую очередь склонны злоупотреблять своим положением в любых разногласиях с подростком.

Взрослым следует сознавать, что развитие их взаимоотношений с подростком не может определяться только желаниями и требованиями взрослого, тем более что свои требования они далеко не всегда способны в достаточной степени обосновать. Взрослые должны заранее допускать возможность того, что они могут оказаться неправыми в отношении к подростку, и быть готовыми признавать свою неправоту.

8. ПОЧЕМУ ТАК ТРУДНО БЫТЬ ПЯТИКЛАССНИКОМ

Средний школьный возраст – это период овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся, стимулируемой учебно-познавательной мотиваций. Эта мотивация направлена не только на получение новых знаний, но и на поиск общих закономерностей и освоение самостоятельных способов добывания новых знаний, с одной стороны. И с другой стороны, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику учащегося- резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

Адаптацию детей к средней школе могут затруднить рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу , особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя; некоторое «обезличивание» подхода к школьнику. Наблюдается и ухудшение успеваемости, что в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Как же родители могут помочь ребенку?

  1. Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. Каждую неделю выбирайте время и внимательно беседуйте с ребенком о школе, обязательно спрашивайте о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителями вашего ребенка. При возникновении серьезных разногласий прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, чтобы не поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
  3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Учеба идет хорошо – проявляйте чаще свою радость, но выражайте свою озабоченность, если не все хорошо в школе. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
  4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится.
  5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Если ребенок обращается к вам с вопросами, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
  6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, то преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе.
  7. Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходит изменения. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе!

9. ИСПРАВИМЫЕ «ЛГУНИШКИ»

Рано или поздно, но все родители сталкиваются с тем, что их чада говорят неправду или лгут, в чем, впрочем, нет никакой разницы. Но досаду и негодование детская неискренность доставляет большую. Однако, прежде чем хвататься за голову, взрослым нужно четко представлять, что же это такое – детское вранье? Все ли дети врут? Если исходить из определения, что утаивание части правды есть ложь, то врут все. Однако не следует забывать: восприятие ребенком окружающего мира настолько отличается от взрослого, что понять логику его поступков бывает весьма затруднительно. Дети 6-7 лет часто не врут, в нашем понимании этого слова. Даже говоря неправду, они вполне искренни. Ребенок просто разрешает неудобную или неприятную для себя ситуацию, вовсе не ставя задачу непременно обмануть родителей. Причин вранья в этом возрасте может быть несколько:

  • боязнь наказания, особенно если ребенка воспитывают в строгости.
  • элементарная хитрость: ребенок любыми способами пытается добиться своей цели. В таком возрасте дети легко подчиняют действительность своим потребностям, причем стараются делать это как можно быстрее и без особых усилий.
  • богатое воображение: многие дети выдумывают себе двойников или приятелей, на которых в случае чего можно свалить вину, и верят в их существование.
  • неумение внятно выразить свои мысли.

Когда малыш становится старше, его ложь приобретает более осознанный характер. Постепенно дети учатся извлекать из неправды практическую пользу – она помогает добиться желаемого, избежать наказания, отомстить недругу. Подростку ложь позволяет защитить свой внутренний мир, доказать независимость и право на принятие собственных решений. Как же вести себя, сталкиваясь с детской ложью? Дайте ребенку понять, что вы не намерены играть по его правилам и прекрасно отличаете выдумку от реальности. Сказанное не значит, что его непременно следует ругать, тем более унижать. Но настойчивость в объяснении проявите.

ПОМНИТЕ:

  • если вы сами подаете пример хотя бы в маленькой, невинной лжи – не удивляйтесь, что ребенок скоро поймет всю ее выгоду;
  • никогда не обманывайте ни ребенка, ни других людей в его присутствии;
  • приучить говорить ребенка правду возможно лишь убеждением личным примером;
  • старайтесь установить доверительные отношения с ребенком, при которых он не будет вам лгать из страха перед наказанием или из-за опасения быть неправильно понятым;
  • ложь благополучных детей редко перерастает фазу детского воображения. Ложь - один из необходимых этапов психологической адаптации малыша к окружающему миру!

10. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МОТИВАЦИИ: КАК ВЫ МОЖЕТЕ С НИМИ СПРАВИТЬСЯ

Психологи предлагают …

Проблема: Вы бросаете через короткое время книги в угол, т.к. думаете, что вы глупы и это бесперспективно, и вообще вы все равно провалитесь на экзамене или получите плохую оценку.

Решение: Скорректируйте вашу установку. Скажите себе:"Все эти сомнения мне не помогут. Напротив. Тем самым я только себя парализую и создам себе еще больше трудностей. Я не ясновидящий и поэтому не могу знать, как все получится на экзамене. Шанс сдать экзамен все-таки будет больше, если я сейчас сяду и буду учить, вместо того, чтобы сходить с ума. Я делаю все, что от меня зависит".

Проблема: Вы чувствуете внутреннее сопротивление против необходимости готовиться к экзамену, поскольку вы себе постоянно внушаете, что вы должны учиться, и вас мучают угрызения совести, если вместо учебы вы занимаетесь чем-то для вас приятным.

Решение: Вы говорите себе: «Я не должен учиться, если мне не хочется. Но поскольку я очень хотел бы сдать экзамен, то я принимаю решение учиться, даже если мне это не доставляет большого удовольствия. Разнообразие очень важно. Я могу себе вполне осознанно предусмотреть в моем рабочем плане время для расслабления. Мне ничего не дает - постоянно только учиться. Это неэффективно. После паузы я смогу еще лучше готовиться к экзамену".

Проблема: Вам не доставляет удовольствие учиться.

Решение: Представьте себе, какой выигрыш вы получите, если успешно сдадите экзамен. Нарисуйте преимущества сдачи экзамена самым яркими красками. Подумайте о том, что экзамен и связанные с этим усилия в обозримом времени будут позади, и что эта пара недель или месяцев тоже окажутся позади. Затем садитесь за письменный стол.

Проблема: Вы все отодвигаете вашу подготовку к экзамену до тех пор, пока страх провалиться на экзамене становится больше, чем чувство нежелания поработать.

Решение: Вы относитесь к людям, которые мотивируют себя страхом. Это совершенно не спасительная стратегия, потому что вы учитесь, исходя из негативных чувств. Скажите себе вместо этого: «Я с сегодняшнего дня сажусь и готовлюсь. Тогда у меня каждый день будет чистая совесть, я смогу быть горд собой. Если подготовку к экзамену я буду постоянно отодвигать, то это вряд ли меня будет украшать».

Проблема: Вы себе говорите, что до сего момента не слишком много сделали для экзамена, и что уже поздно догонять, и поэтому вы обязательно провалитесь на экзамене.

Решение: Вы говорите себе: «Я уже не могу вернуть того, что было, т. к. я недостаточно учился. Вместо того, чтобы тратить время на упреки себе, я лучше начну прямо сейчас. Каждый день на счету. Я приложу максимум усилий, чтобы в оставшееся время, насколько это возможно, подготовиться. До тех пор, пока я не сдаюсь, у меня остается шанс не проиграть».

Проблема: Вы постоянно теряетесь в тех случаях, когда при подготовке к экзамену наталкиваетесь на те места, которые вы не понимаете. Вы тогда сомневаетесь в себе и в вашем разуме.

Решение: Говорите себе: «Без паники. Ты, возможно, и не Эйнштейн, но если ты не будешь терять головы, то ты это еще усвоишь. Л если нет, тогда спроси кого-нибудь. Если ты что-то не сразу понимаешь, то это еще не катастрофа. У тебя есть время в этом разобраться».

11. КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Психологи советуют …

Вы поделили материал на удобные порции и распределили на все время подготовки к экзамену. Вы знаете, таким образом, сколько страниц, глав или тем вы осваиваете. Это первый прием. Второй прием состоит в том, чтобы составить план работы на каждый день. Не беспокойтесь. Вы должны время, которое вам предоставлено для подготовки к экзамену, не только проводить за планированием. Вы начнете и учиться. Это маленькое усилие с планированием окупится - гарантировано. Краткосрочное планирование служит тому, чтобы точно распределить между работой и отдыхом каждый день. Да, также и отдых. Это, действительно, более важно, чем вы, возможно, думаете для повышения вашей концентрации и улучшении вашей памяти. Это не очень вам много даст - 8 часов подряд сидеть и учить один и тот же материал. Благодаря лошадиным дозам, вы и усваивать будете медленней, и запоминать выученное будете значительно хуже.

  1. При планировании на каждый день речь идет о том, чтобы вы каждый день точно намечали, что вы на следующий день хотите освоить, т. е. должны каждый день для каждого следующего дня черным по белому зафиксировать, какую главу, какую тему или сколько страниц вы хотите выучить. Это займет одну минуту.
  2. Планируйте между отдельными периодами подготовки к экзамену каждый день маленькие перерывы. Уходите в эту рабочую паузу из вашей рабочей комнаты и отдайтесь каким-нибудь другим делам в это время. Обратите, однако, внимание на то, чтобы не заняться такой деятельностью, которая будет по времени длиннее вашего перерыва и такими видами занятий, от которых вам бы потом было трудно оторваться. Например: слушание долгоиграющей пластинки, чтение детективов и т.д.
  3. Оставьте в вашем дневном плане немного свободного времени, чтобы иметь возможность отдаться каким-то удовольствиям. Да, да, удовольствия в форме расслабления и занятия прекрасными вещами, это столь же важно, как и подготовка к экзамену. В зависимости от времени, которое вам предоставлено для подготовки к экзамену, и от объема материала иногда приходится ограничить ваше хобби и спортивную активность, а также занятие другими делами, но вы не должны никогда от этого отказываться. Именно в это время, когда вы находитесь под стрессом, вот такой баланс тем более является очень важным. Вы учитесь значительно эффективнее тогда, когда заботитесь о таком балансе.

12. КАК УЛУЧШИТЬ КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ

Психологи советуют…

  1. Если вы во время ваших занятий используете всегда определенный стол, определенный стул, то вам со временем будет значительно легче удаваться эта самая концентрация. Работайте всегда в определенном месте и не меняйте его.
  2. Частой причиной плохой концентрации является слабая мотивация или вообще ее отсутствие. Проверьте вашу мотивацию, когда вам трудно сосредотачиваться. Почему вы готовитесь к экзамену? Видите ли вы какой-нибудь смысл этой подготовки или в вашем образовании? Одна из возможностей себя мотивировать состоит в том, что вы перед глазами постоянно держите те преимущества, которые принесет успешная сдача экзамена. Вообразите себе картину, что вам принесет положительного, какие положительные изменения наступят, если вы успешно выдержите экзамен. Это вас, несомненно, будет мотивировать к подготовке к экзамену.
  3. За день до экзамена вы не должны учить что-либо новое. Последний день должен быть использован только для повторения. Почему? Потому что непосредственно перед экзаменом имеет место опасность, что вы обнаружите пробелы в знаниях, вас охватит паника, и тогда... Также день до экзамена оказывается не очень благоприятным для восприятия и концентрации на новом материале.

13. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА

Психологи рекомендуют…

Техника спонтанного расслабления

Вдохните несколько глубже, чем вы обычно это делаете. Затем, не задерживая дыхания, выдохните в движении. При выдохе задержите дыхание, приблизительно на 6-10 сек. Сами определите, какое время для вас является наиболее приемлемым. Считайте мысленно от тысячи до тысячи шести, тысячи десяти, (одна тысяча один, одна тысяча два и т.д.). После того, как вы задержали дыхание, вдохните опять в движении и задержите дыхание приблизительно на 6-10 секунд. Повторяйте это упражнение на дыхание две-три минуты или так долго, пока вы не испытаете ощутимо спокойствие и комфорт. Эта техника дыхания имеет свое преимущество, поскольку она функционирует без особого тренинга. Прежде чем вы заснете, автоматически включайте эту технику дыхания. Тем самым вы снизите поступление кислорода к вашему организму, и потому будет меньше требоваться энергии для напряжения. Кроме того, вы сможете, благодаря нейтральному счету, отвлечься от ваших катастрофических мыслей.

Прогрессивное мышечное расслабление

При появлении страха нередко вместе с ним появляется мышечное напряжение, или даже спазмы. Поскольку, благодаря мышечному напряжению, можно влиять на чувства, то через целенаправленное мышечное расслабление можно снижать и страх. В состоянии расслабления также значительно снижается степень нашего возбуждения. Техника прогрессивного расслабления покоится на последовательной смене напряжения и расслабления мышц. В ситуации, которую вы оцениваете как угрожающую, реагирует на это соответственно не находящаяся под контролем воли мышечная система, ускоряется кровообращение, учащается пульс, повышается давление крови, а также это приводит к напряжению и тех мышц, которые подчиняются воле. Они сокращаются, сжимаются, и это все воспринимается как напряжение. При прогрессивном расслаблении мышц вы очень четко можете заметить, какие части вашего тела охвачены судорогой, и имеете средство сознательной борьбы с сопровождающим страх чувством беспомощности. Произвольно расслабляя мышцы, вы тем самым успокаиваете автономную нервную систему и заменяете ваше чувство страха чувством покоя. Разумеется, чтобы освоить эту форму расслабления, необходимо немного поупражняться.

Инструкция по проведению прогрессивного мышечного расслабления

Найдите для себя 20-30 минут. Найдите для расслабления какое-то спокойное помещение, где вам никто не будет мешать. В положении лежа или удобного сидения делайте упражнения на расслабление. Пригасите немножко свет.

Вдохните и выдохните несколько раз и приведите ваше тело в состояние расслабления и приятной тяжести. Напрягите одну за другой мышцы вашего тела приблизительно на 5 секунд настолько, чтобы вы чувствовали легкое напряжение, это не должно переходить в судороги. Расслабьтесь опять, не делая для этого много каких-то движений. Почувствуйте расслабление в течение 10 секунд.

Повторите это «напряжение - расслабление», если вы не сразу получите ощущение расслабления. В то время, когда вы какие-то мышцы напрягаете, постарайтесь, чтобы остальные мышцы были расслаблены.

  1. Сожмите наш правый кулак. Считайте медленно от I до 5. Затем разожмите кулак. Наслаждайтесь чувством расслабления (10 секунд).
  2. Сожмите левый кулак. Считайте медленно от 1 до 5 и затем отпустите.
  3. Теперь напрягите верхние части рук (бицепсы). При этом согните нижние части рук так, чтобы образовался прямой угол к верхним частям. Затем опять расслабьтесь.
  4. Напрягите мышцы нижних частей рук (трицепсы), при этом нажмите ладонями на то, что находится под руками, затем опять расслабьтесь.
  5. Соберите морщины на лбу. Откройте как можно шире глаза. Поднимите как можно выше брови так, чтобы на лбу образовались складки, затем расслабьтесь.
  6. Соберите брови вместе так, чтобы образовалась вертикальная складка, идущая через нос, а затем расслабьтесь, расправив морщины на лбу.
  7. Закройте очень сильно глаза. Считайте медленно от 1 до 5, затем расслабьтесь.
  8. Сожмите губы вместе, не сжимая зубы.
  9. Как можно сильнее надавите языком на небо, затем расслабьте язык.
  10. Сожмите зубы как можно сильнее, затем расслабьтесь.
  11. Подтяните как можно выше ваши плечи до ушей, затем расслабьтесь
  12. Нажмите вашими лопатками назад на позвоночник, затем расслабьтесь.
  13. Теперь вдохните как можно глубже, так чтобы ваша грудная клетка округлилась. Подержите ее таким образом и продолжайте не глубоко дышать. Затем опустите грудную клетку, расслабьтесь.
  14. Напрягите нижнюю часть ваших ног, при этом поставьте ноги на подставку, нажмите сильно, а затем расслабьтесь.
  15. Напрягите нижнюю часть ног, поднимая их и опуская.

Останьтесь после этих упражнений в том же положении и наслаждайтесь расслаблением. Спросите себя, чувствую ли я еще напряжение в области плеч, чувствую ли я еще напряжение в области спины, чувствую ли я напряжение еще в другой области, и т.д. Затем посчитайте 4,3,2,1. При счете один вы говорите: «Я чувствую себя хорошо, спокойно» и встаете.

Выполняя упражнение, вы дышите глубоко, медленно, равномерно .Думайте в конце упражнения при вдохе слово "совершенно", при выдохе "спокойно". Мешающие вам мысли постарайтесь пропустить мимо себя, при этом концентрируясь на расслаблении.

Для некоторых очень полезным является вместо думанья о слове "спокойный", представлять себе очень приятную ситуацию. Проводите это упражнение на расслабление каждый день и вы заметите, как все более и более удается расслабление. Со временем только слова "совершенно спокойный" уже будут вызывать расслабление, и вы все быстрее и быстрее будете достигать состояния расслабления.

Упражнение на расслабление сослужит хорошую службу при засыпании, которое, как известно, перед экзаменами удается с трудом.

Если вы хотите, вы можете наговорить упражнения на диск, или купить диск с упражнением на расслабление.

14.07.16
22 июня 2016 года в МСПИ прошла конференция «Современные подходы к первичной профилактике вредных привычек в молодежной среде». В ней приняли участие
подробнее
обновлено: 14 июля 2016